Министерство просвещения России разрешило детям мигрантов повторно сдавать обязательный тест по русскому языку, необходимый для зачисления в школы. Эта мера введена после того, как значительное число школьников с иностранным гражданством не смогли успешно пройти первичное тестирование. Однако эксперты предупреждают, что без дополнительных языковых курсов и адаптационных программ возможность пересдачи может не решить проблему полностью, так как у большинства детей будет недостаточно времени для освоения языка на требуемом уровне.
Масштабы проблемы и жесткие требования к языку
По словам первого замминистра просвещения Александра Бугаева, решение о пересдаче теста принято в ответ на данные Рособрнадзора, показавшие высокий процент неуспеваемости. Ранее почти 90% детей с иностранным гражданством не прошли тест по русскому языку и не могли быть зачислены в школы. С начала текущего учебного года тестирование на знание русского языка стало обязательным для всех детей мигрантов, поступающих в российские образовательные учреждения. Из почти 24 тысяч заявлений, поданных за апрель-август, до тестирования дошли только 8 тысяч, а из них лишь половина (около 3 тысяч) была успешно зачислена.
Борис Панич, директор благотворительного фонда «ПСП» – ресурсного центра по миграции, считает, что существующие требования к уровню владения языком чрезмерно завышены. «Если с трудом, но подготовиться к поступлению в первый-второй классы еще можно, то в старшие классы это практически невозможно сделать, — отмечает Панич. — Требуется ответить почти на 100% вопросов правильно: например, для пятого-шестого класса — на 18 из 20. Это фактически отбор отличников, а не детей с минимально достаточным для обучения уровнем языка. Зафиксированы случаи, когда тест не смогли сдать даже русскоязычные дети из стран СНГ, для которых русский является родным».
Структура теста и сложности подготовки
Тест разделен на устную и письменную части, уровень сложности которых индивидуально разработан для каждой ступени обучения. Однако, по мнению многих, задания могут вызывать затруднения даже у носителей языка, особенно при требовании 90% правильных ответов. Примеры заданий из демоверсии иллюстрируют эту сложность:
- Для первоклассников: назвать предметы с картинки (например, стол, цветные карандаши, рубашка) и подобрать к ним по одному прилагательному.
- Для шестиклассников: прочитать текст о Ярославе Мудром и пересказать его по заданному плану, включающему пункты: «Ярослав Мудрый — образованный правитель», «Просвещение на Руси», «Основание публичной библиотеки».
- Для семиклассников: аналогичное задание по тексту о Ломоносове с пересказом по тезисам: «ранние годы жизни Михаила Васильевича Ломоносова», «описание строения Земли», «смелое предположение ученого».
- Для одиннадцатиклассников: прочитать текст и дать развернутый ответ на вопрос «как в России отмечается День Победы?».
Необходимость практически безупречного выполнения таких заданий за короткий трехмесячный срок, отведенный на повторную подготовку, представляется крайне трудной задачей.
Взгляд учителей и перспективы адаптации
Московский педагог Валентина подтверждает ощутимый отсев детей мигрантов: «В нашей школе за последние три года в параллелях первых классов из 60-90 детей нет ни одного ребенка-иностранца. Да, это облегчает жизнь учителям, но, с другой стороны, дети, чьи родители работают здесь, тоже должны получать образование. Выходом могли бы стать курсы или даже отдельные классы для изучения русского языка, возможно, с поддержкой на их родном языке».
Борис Панич также поднимает вопрос инфраструктуры: «Реально ли подтянуть уровень языка за три месяца — это отдельный вопрос. Но на данный момент еще не создана инфраструктура, в рамках которой можно было бы за это время уровень русского языка ребенку подтянуть. Было бы очень хорошо создать бесплатные подготовительные курсы на базе школ».
Широкий контекст миграционной политики
Доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов отмечает, что вопрос образования детей мигрантов неразрывно связан с миграционной политикой в целом. «Необходимо определиться, нужны ли нам мигранты для восполнения нехватки рабочих рук. Если да, то их дети должны социализироваться, чтобы избежать возникновения проблем и чтобы они вспоминали о России с благодарностью. Вероятно, России следует пойти по пути создания специальных школ или краткосрочных языковых курсов на базе действующих школ, и эту проблему необходимо решать на федеральном уровне».
Глава СПЧ Валерий Фадеев ранее заявлял о сотнях тысяч детей мигрантов, не посещающих школу в РФ, называя это недопустимой ситуацией, противоречащей Конституциям России и Узбекистана. Примечательно, что два года назад именно Фадеев призывал не принимать в школы детей, не владеющих русским языком. Теперь его позиция изменилась, и он предлагает готовить школьников русскому языку в тех странах, откуда их только собираются привезти.
Разрешение на пересдачу теста по русскому языку — это важный шаг навстречу детям мигрантов, но его эффективность будет зависеть от создания полноценной системы поддержки. Без адаптационных программ, качественных языковых курсов и пересмотра требований к тестированию многие дети по-прежнему будут сталкиваться с серьезными барьерами на пути к образованию в России, что создаст как социальные, так и демографические вызовы.







