Сокращение уроков английского языка в 5-7 классах до двух часов в неделю с 2026 года

Новости общества

Согласно приказу Министерства просвещения Российской Федерации, такое решение принято для оптимизации учебной нагрузки и более рационального распределения академического времени школьников.

Урок английского языка. Архивное фото.
Урок английского языка. Архивное фото.

Начиная с сентября 2026 года, школьники пятых, шестых и седьмых классов будут изучать английский язык не более двух часов в неделю. Соответствующий проект приказа уже размещен Министерством просвещения на официальном портале правовых актов. Ведомство утверждает, что «базовый уровень владения иностранным языком будет достигнут в рамках предусмотренного объема часов». В качестве сравнения приводится пример географии и биологии, на которые выделяется всего один час в неделю.

Министерство просвещения особо подчеркивает, что иностранные языки сохраняют статус обязательной дисциплины в школьной программе. Уменьшение количества часов не означает отмену предмета, а преследует цель нахождения оптимального баланса в общем учебном плане.

Мнения преподавателей: Ожидания и опасения

Журналисты издания обратились к преподавателям английского языка за комментариями по поводу данной инициативы. Вот что рассказала Анна, учитель старшей и средней школы:

— В целом, это решение было предсказуемо. Тех, кто следит за новостями, оно вряд ли удивит. Однако для школьников, для которых английский или любой другой иностранный язык является приоритетом, это станет серьезным ударом. Полагаю, что два часа в неделю вполне достаточно для достижения базового уровня, но это будет действительно очень поверхностный уровень. Он подойдет для тех, кому иностранный язык нужен лишь для ознакомления — чтобы, например, прочитать что-то или сказать несколько простых фраз.

— Как непрофессионалу, мне кажется, что потеря 40 минут в неделю не критична. Это действительно имеет значение?

— Безусловно, в процессе освоения языка каждый академический час важен. Чем больше практических занятий, тем лучше результат. А если учесть возможное отсутствие домашних заданий и сокращение времени на один час в неделю, это неминуемо негативно отразится на качестве языкового образования и уровне владения иностранным языком.

— Существовала ли возможность в учебных заведениях, где вы работали, самостоятельно влиять на расписание, например, добавляя дополнительные занятия?

— Конечно, существуют внеурочные активности, дополнительное образование и кружки. Но проблема заключается в том, что не все дети могут посещать их из-за нехватки времени или личных обстоятельств, оставаясь после седьмого или восьмого урока. Кроме того, есть школы со специализированными языковыми классами, где количество часов по иностранному языку может достигать пяти и более. Объективно говоря, не каждому школьнику в такой степени необходим иностранный язык; у многих в приоритете другие предметы.

Схожей точки зрения придерживается и московская учительница английского Юлия. Она считает, что стремление уменьшить нагрузку на школьников, отменив домашние задания, приведет к совершенно противоположному результату:

«Те, кто действительно мотивирован, смогут усвоить необходимый объем знаний и за два часа. Однако возникает первая проблема: существующие учебные пособия, используемые по всей стране, рассчитаны на три часа занятий. Это означает, что мы рискуем не уложиться в утвержденную программу. Придется пересматривать все рабочие планы. Более того, сейчас активно обсуждается сокращение домашних заданий, чтобы дети меньше времени проводили дома. В таком случае, школьникам придется самостоятельно дорабатывать материал, что крайне сложно, поскольку язык — это дисциплина, требующая постоянных и значительных усилий, то есть учить нужно много. Фактически, им придется уделять больше времени самостоятельной работе дома, чем на уроках. Очевидно, что сейчас в российском образовании приоритет отдается естественным наукам — химии, биологии, а также математике. Но, с другой стороны, человек с развитым математическим мышлением часто прекрасно справляется с языками, ведь язык тоже подчиняется логике. Я убеждена, что образованный, эрудированный и умный человек должен владеть иностранным языком. И еще один важный аспект — во взрослом возрасте, после окончания вуза, многие выражают желание выучить язык, но тогда это дается значительно труднее».

Дефицит кадров как причина сокращения?

В кругах бизнес-сообщества выдвигается предположение, что решение министерства относительно иностранных языков носит не личный характер. По мнению Александра Медведева, генерального директора языкового лагеря Enjoy Camp, сокращение учебных часов — это вынужденная мера, обусловленная дефицитом преподавательских кадров:

«В последние годы мы наблюдаем значительный отток квалифицированных преподавателей из общеобразовательных школ, многие из которых предпочитают частную практику. Государственным учебным заведениям становится все сложнее найти достаточное количество педагогов с необходимой квалификацией. Таким образом, министерство решает свою проблему, стремясь снизить нагрузку на уже имеющихся учителей и уменьшить общую потребность в новых кадрах. Примечательно, что даже при этом преподаватели английского языка в столичных школах остаются одними из самых высокооплачиваемых. В нашем языковом лагере в последние годы отмечается стабильно высокий спрос на услуги. Родители активно инвестируют в репетиторов, языковые лагеря и курсы английского. Можно с уверенностью прогнозировать дальнейший рост этого спроса».

Александр Медведев
генеральный директор языкового лагеря Enjoy Camp

В настоящее время в обычных общеобразовательных школах предусмотрено три урока иностранного языка в неделю. Однако уже в следующем году учебный план будет дополнен новым предметом — «Духовно-нравственная культура России». Как отмечено на сайте Министерства просвещения, этот курс призван «формировать у детей и подростков мировоззрение, основанное на традиционных ценностях», и его введение осуществляется по прямому поручению главы государства.

Артемий Захаров
Артемий Захаров

Артемий Захаров. Программист по образованию, журналист по призванию. Девять лет освещает IT-индустрию, от стартапов до корпораций. Особенно интересуется влиянием новых технологий на повседневную жизнь людей. Лично тестирует большинство программных продуктов перед написанием обзоров. Считает программное обеспечение новой формой искусства современности.

Обзор новостей из мира софта