Два года назад сам Валерий Фадеев, глава СПЧ, выступал за то, чтобы не принимать детей мигрантов в российские школы, если они не владеют русским языком. Сегодня подготовка такого ребёнка к обучению в российской школе оценивается минимум в 70 тысяч рублей, согласно расценкам репетиторов, занимающихся обучением иностранцев.

По словам Валерия Фадеева, «несколько сотен тысяч» детей мигрантов в России остаются без школьного образования. Он назвал эту ситуацию «недопустимой», отметив при этом отсутствие точных статистических данных.
Ранее Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) сообщала, что более 87% несовершеннолетних иностранных граждан не смогли поступить в российские школы. В текущем году документы на обучение подали чуть более 23,5 тысячи детей иностранцев. Однако полный комплект необходимых бумаг был только у восьми тысяч из них. До этапа тестирования дошли менее шести тысяч детей, и половина из них не справилась с заданиями.
Примечательно, что два года назад именно Валерий Фадеев призывал не допускать в российские школы детей, которые не могут сдать вступительные испытания. Получить оперативный комментарий от него самого не удалось. Тем не менее, известно, что в качестве одного из решений проблемы Фадеев теперь предлагает организовывать обучение русскому языку в тех странах, откуда мигранты только собираются привезти своих детей.
Однако, по мнению Абдукарима Атажанова, председателя Национальной культурной узбекской диаспоры Твери и Тверской области, такой подход не работает. Он поделился своим опытом поездки в Узбекистан, где его попытки пообщаться на русском языке с местными школьниками оказались безрезультатными.
Аналогичную точку зрения подтвердила репетитор, найденная журналистами на платформе «Профи.ру» для подготовки ребёнка мигранта к поступлению в русскую школу. За час на объявление откликнулись семь педагогов. Вот фрагмент диалога с одной из них:
— Дети, которые хотя бы минимально разговаривают, то есть понимают речь и знают алфавит, занимаются минимум четыре месяца. Некоторые приезжают, проучившись три класса в русской школе за границей, но всё равно не поступают, не проходят тестирование. В этих странах обучение идёт по своим учебникам. Если начинать с нуля, потребуется от шести до девяти месяцев.
— Вы проводите занятия онлайн?
— Да, онлайн. Но все дети разные.
В среднем репетиторы просят около 1,5 тысячи рублей за академический час своих услуг. Таким образом, общая стоимость подготовки одного ребёнка к школе для семьи мигрантов может составить от 70 до более 100 тысяч рублей. При этом многие семьи являются многодетными.
В качестве ещё одной альтернативы глава СПЧ Валерий Фадеев «в исключительных случаях» предлагал обучать детей мигрантов русскому языку уже в России. Но, как отмечает Абдукарим Атажанов, этот вариант тоже не приносит желаемого результата. Даже при наличии таких возможностей в российских школах, большинство родителей не могут или не хотят участвовать в этом процессе:
Абдукарим Атажанов, председатель Национальной культурной узбекской диаспоры города Твери и Тверской области:
«У них нет возможности дополнительно обучать своих детей русскому языку. Это уже доказано, неоднократно опробовано: школа, класс, учителя организовывали занятия на льготных условиях. Но я не мог собрать в таком городе, как Тверь, хотя бы десяток родителей, которые привели бы десять детей и бесплатно обучались русскому. Каждый из трудовых мигрантов определяет свое существование в России как временное. И судьбу детей — тоже. Это реальный факт».
Что же происходит с детьми мигрантов, которые так и не смогли попасть в российскую школу? Абдукарим Атажанов привёл конкретный пример:
«Пять женщин живут в двухкомнатной квартире. У каждой — один-двое детей, они, к сожалению, нелегалы. Я спрашиваю: «Девочки, а что у вас дети делают в этой квартире?» Они отвечают: одна женщина дежурит по очереди каждый день, остальные уходят на работу. Работают подпольно».
Между тем, основная идея российской миграционной политики заключается в том, чтобы подобные семьи не жили в таких условиях. Если иностранный специалист приезжает работать в Россию, он обязан не только соблюдать все российские законы, но и приложить максимум усилий, чтобы его дети, поступив в российскую школу, не замедляли образовательный процесс для других учеников.
Однако в действительности часто наблюдается, что дети мигрантов, приехавшие с родителями в Россию, предпочитают осваивать не язык, а сразу профессии своих отцов и матерей.







