Сотни тысяч детей мигрантов в России не посещают школы, заявляет глава СПЧ

Два года назад сам Валерий Фадеев, глава СПЧ, выступал за то, чтобы не принимать детей мигрантов в российские школы, если они не владеют русским языком. Сегодня подготовка такого ребёнка к обучению в российской школе оценивается минимум в 70 тысяч рублей, согласно расценкам репетиторов, занимающихся обучением иностранцев.

Занятия в воскресной школе для детей мигрантов. Архивное фото.
Занятия в воскресной школе для детей мигрантов. (Архивное фото. Источник: Максим Кимерлинг/ТАСС)

По словам Валерия Фадеева, «несколько сотен тысяч» детей мигрантов в России остаются без школьного образования. Он назвал эту ситуацию «недопустимой», отметив при этом отсутствие точных статистических данных.

Ранее Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) сообщала, что более 87% несовершеннолетних иностранных граждан не смогли поступить в российские школы. В текущем году документы на обучение подали чуть более 23,5 тысячи детей иностранцев. Однако полный комплект необходимых бумаг был только у восьми тысяч из них. До этапа тестирования дошли менее шести тысяч детей, и половина из них не справилась с заданиями.

Примечательно, что два года назад именно Валерий Фадеев призывал не допускать в российские школы детей, которые не могут сдать вступительные испытания. Получить оперативный комментарий от него самого не удалось. Тем не менее, известно, что в качестве одного из решений проблемы Фадеев теперь предлагает организовывать обучение русскому языку в тех странах, откуда мигранты только собираются привезти своих детей.

Однако, по мнению Абдукарима Атажанова, председателя Национальной культурной узбекской диаспоры Твери и Тверской области, такой подход не работает. Он поделился своим опытом поездки в Узбекистан, где его попытки пообщаться на русском языке с местными школьниками оказались безрезультатными.

Аналогичную точку зрения подтвердила репетитор, найденная журналистами на платформе «Профи.ру» для подготовки ребёнка мигранта к поступлению в русскую школу. За час на объявление откликнулись семь педагогов. Вот фрагмент диалога с одной из них:

— Дети, которые хотя бы минимально разговаривают, то есть понимают речь и знают алфавит, занимаются минимум четыре месяца. Некоторые приезжают, проучившись три класса в русской школе за границей, но всё равно не поступают, не проходят тестирование. В этих странах обучение идёт по своим учебникам. Если начинать с нуля, потребуется от шести до девяти месяцев.

— Вы проводите занятия онлайн?

— Да, онлайн. Но все дети разные.

В среднем репетиторы просят около 1,5 тысячи рублей за академический час своих услуг. Таким образом, общая стоимость подготовки одного ребёнка к школе для семьи мигрантов может составить от 70 до более 100 тысяч рублей. При этом многие семьи являются многодетными.

В качестве ещё одной альтернативы глава СПЧ Валерий Фадеев «в исключительных случаях» предлагал обучать детей мигрантов русскому языку уже в России. Но, как отмечает Абдукарим Атажанов, этот вариант тоже не приносит желаемого результата. Даже при наличии таких возможностей в российских школах, большинство родителей не могут или не хотят участвовать в этом процессе:

Абдукарим Атажанов, председатель Национальной культурной узбекской диаспоры города Твери и Тверской области:

«У них нет возможности дополнительно обучать своих детей русскому языку. Это уже доказано, неоднократно опробовано: школа, класс, учителя организовывали занятия на льготных условиях. Но я не мог собрать в таком городе, как Тверь, хотя бы десяток родителей, которые привели бы десять детей и бесплатно обучались русскому. Каждый из трудовых мигрантов определяет свое существование в России как временное. И судьбу детей — тоже. Это реальный факт».

Что же происходит с детьми мигрантов, которые так и не смогли попасть в российскую школу? Абдукарим Атажанов привёл конкретный пример:

«Пять женщин живут в двухкомнатной квартире. У каждой — один-двое детей, они, к сожалению, нелегалы. Я спрашиваю: «Девочки, а что у вас дети делают в этой квартире?» Они отвечают: одна женщина дежурит по очереди каждый день, остальные уходят на работу. Работают подпольно».

Между тем, основная идея российской миграционной политики заключается в том, чтобы подобные семьи не жили в таких условиях. Если иностранный специалист приезжает работать в Россию, он обязан не только соблюдать все российские законы, но и приложить максимум усилий, чтобы его дети, поступив в российскую школу, не замедляли образовательный процесс для других учеников.

Однако в действительности часто наблюдается, что дети мигрантов, приехавшие с родителями в Россию, предпочитают осваивать не язык, а сразу профессии своих отцов и матерей.

Артемий Захаров
Артемий Захаров

Артемий Захаров. Программист по образованию, журналист по призванию. Девять лет освещает IT-индустрию, от стартапов до корпораций. Особенно интересуется влиянием новых технологий на повседневную жизнь людей. Лично тестирует большинство программных продуктов перед написанием обзоров. Считает программное обеспечение новой формой искусства современности.

Обзор новостей из мира софта