
Российский импорт может вырасти в цене до 10% из-за новой практики Федеральной таможенной службы (ФТС). С августа ФТС начала рассматривать комиссии платежных агентов – посредников, помогающих бизнесу переводить средства за рубеж для оплаты товаров – как часть таможенной стоимости импортируемой продукции. Это приводит к увеличению итоговой стоимости товаров на 5-10%, по оценкам участников рынка.
Георгий Властопуло, старший партнер Optimalog, отмечает, что действия ФТС противоречат рекомендациям Минфина. Он указывает на усиление проверок деклараций после их выпуска, что объясняется снижением собираемости таможенных платежей (на 15% год к году). В прошлом году доначисления по таможенной стоимости, классификации товаров и подтверждению их происхождения выросли в 4-5 раз.
Вопрос включения агентских вознаграждений в таможенную стоимость остается предметом острых дискуссий. Несмотря на то, что существуют судебные прецеденты, где суды признавали неправомерность такого включения, российское право не является прецедентным.
Причины роста таможенных доначислений
Властопуло подчеркивает, что таможенные органы фактически вынуждают импортеров пересчитывать стоимость товаров, включая в нее агентские комиссии. Он предупреждает, что массовое применение этой практики, которая может затронуть миллионы деклараций, неизбежно вызовет рост цен и инфляцию. По его расчетам, увеличение таможенной стоимости на 1% приводит к удорожанию себестоимости товара на 0,3–0,5%, что добавит 0,2-0,3% к инфляции. Однако эксперт сомневается в широком распространении такой практики.
Ужесточение контроля со стороны таможни, по данным FM Logistics, привело к значительному увеличению сроков оформления грузов – с 4-6 часов до десяти дней. Сергей Смирнов, председатель коллегии адвокатов «Юридические расследования», советует для оспаривания доначислений тщательно прописывать функции платежных агентов в договорах.
Смирнов поясняет, что, согласно Таможенному кодексу, в таможенную стоимость должны включаться все расходы, связанные с доставкой товара, включая услуги агентов. Однако он отмечает, что судебная практика по этому вопросу неоднородна, и многие импортеры успешно оспаривают решения о доначислениях.
Важно детально прописывать отношения с платежными агентами в договорах.
Он также подчеркивает значимость ноябрьских рекомендаций Минфина, предписывающих не включать расходы на платежных агентов в таможенную стоимость. Тем не менее, учитывая разнообразие судебной практики, Смирнов рекомендует в каждом конкретном случае тщательно подготавливать аргументы для оспаривания доначислений в суде.
Ранее Евразийская экономическая комиссия предложила унифицировать подход к определению таможенной стоимости, что, по мнению экспертов, упростило бы жизнь импортерам и устранило бы дополнительные сборы. Минфин России в настоящее время разрабатывает свою позицию по этому вопросу.







