Триумф якутского кино: «Легенды вечных снегов» признаны лучшим фильмом Дальнего Востока в Улан-Удэ

Культурные новости

Лучшим фильмом эксперты назвали «Легенды вечных снегов» якутского режиссера Алексея Романова

Улан-Удэ стал площадкой для проведения II Национальной кинематографической премии, чествующей выдающиеся достижения и вклад в развитие киноиндустрии Дальнего Востока. Главный приз за лучший полнометражный фильм был присужден якутскому режиссеру Алексею Романову, чья работа над удостоенной награды картиной заняла значительную часть его жизни.

Якутский режиссер Алексей Романов
Якутский режиссер Алексей Романов. Фото: Светлана Хохрякова

Путь небольшой якутской делегации в Улан-Удэ оказался непростым и занял три дня из-за постоянных переносов рейсов, но, к счастью, им не пришлось находиться в аэропорту. На обратном пути режиссер Алексей Романов столкнулся с аналогичными проблемами: его транзитный рейс из Иркутска в Якутск был отменен. Для жителей Дальнего Востока привычно совершать длительные перелеты через Москву, чтобы попасть в соседние регионы, и в этот раз пассажиры, направлявшиеся на Чукотку и Камчатку, также были вынуждены делать большой крюк через столицу.

Картина Алексея Романова «Легенды вечных снегов» уже успела объехать мир, представляясь на фестивалях в Бишкеке, Роттердаме, Казани и Анапе. Недавно фильм был показан на кинофестивале коренных народов в Канаде, однако сам режиссер не смог присутствовать из-за проблем с визой. Логистические трудности остаются постоянным вызовом для якутских кинематографистов. В ближайших планах — показ в Лондоне, но и здесь успех зависит от преодоления бюрократических формальностей.

Можно с уверенностью сказать, что этот фильм стал делом всей жизни Романова. Ещё в детстве, будучи сыном кузнеца, он был глубоко впечатлён мистическим рассказом Николая Заболоцкого-Чыысхана, написанным в 1944 году. Вдохновлённый этим произведением, Романов, обучаясь во ВГИКе в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, создал свой дипломный короткометражный фильм под названием «Мааппа». Однако из-за доноса идея создания полнометражной версии была отложена на неопределённый срок.

Спустя много лет Алексей Романов, в соавторстве с Любовью Борисовой, вернулся к любимому рассказу, написав новый сценарий, который лёг в основу полноценного художественного фильма. Он руководствовался советом своего учителя Герасимова: творить о том, что глубоко знаешь, опираясь на личный опыт и культурные традиции своего народа. Значительная часть фильма посвящена путешествию героев верхом на лошадях. Съёмки проходили в крайне суровых условиях: температура опускалась до минус сорока градусов и ниже, а глубина снежного покрова достигала двух метров.

«Легенды вечных снегов» соревновались с десятью другими работами, включая игровые и документальные фильмы, а также сериалы, часть из которых была отмечена в других категориях. Стоит отметить, что по сравнению с предыдущей церемонией, состоявшейся в декабре 2024 года в Москве, общий уровень представленных фильмов оказался заметно ниже: работы 2024 года уступали по качеству картинам прошлых лет. В шорт-лист премии вошел 21 проект, представленный кинематографистами из Якутии, Бурятии, Хабаровского, Камчатского, Приморского края, Сахалина и Чукотки.

В категории короткометражных фильмов из девяти представленных работ победила якутская анимационная лента «Мунха» Александра Охлопкова. Этот выбор жюри стал выражением поддержки новой региональной анимационной студии.

Кадр из фильма-победителя `Легенды вечных снегов`
Кадр из фильма-победителя `Легенды вечных снегов`. Пресс-служба премии

В номинации «Режиссура» победил Олег Штром за фильм «9 секунд», снятый в Приморском и Забайкальском краях. Сценарий к фильму «Золото Умальты» Андрея Богатырева принес награду Ольге Погодиной-Кузьминой. Съёмки этой картины проходили в Хабаровском крае.

Награда за «Лучший дебют» была вручена Алексею Иванову, московскому топ-менеджеру, который отважился увековечить свой опыт участия в гонках на собачьих упряжках. Для реализации этой идеи он пригласил камчатских кинематографистов под руководством режиссера Дмитрия Панова, которые создали документальный фильм «Испытание Севером». Алексей Иванов стал одним из немногих, кто лично присутствовал на дальневосточной церемонии, появившись там с кинематографическим блеском, хоть и без смокинга, как на Каннском фестивале.

Камчатка, с её завораживающими просторами, прекрасно смотрится на экране. По мнению Филиппа Абрютина, кинорежиссёра и идейного вдохновителя Дальневосточной кинопремии, родившегося на Чукотке, Бурятия представляет не меньший интерес для кинематографистов. Среди её достоинств — географическая близость к Китаю и Монголии (всего 200 км до ближайшего города), а также репутация одного из самых солнечных регионов России, что критически важно для съёмок. Если на европейских фестивалях активно продвигается интерес к съёмочным локациям разных стран, то в России это направление только набирает обороты.

К завершению трёхдневной премии в Улан-Удэ присоединились коллеги из Монголии. Монгольские кинематографисты выразили желание снимать фильмы в России, однако выяснилось, что между странами пока отсутствует соглашение о совместном производстве. В то же время китайские коллеги поделились интересными новостями: они работают над документальным проектом, посвящённым советским и одному американскому генералу, участникам Маньчжурской операции.

Специальный приз оргкомитета был присужден сериалу «Челюскин. Первые», созданному Степаном Коршуновым и Арсением Сюхиным. Съёмки этого проекта проходили на Чукотке, а также в Архангельской и Мурманской областях, включая знаменитую Териберку. Интересно, что в Териберке теперь туристам демонстрируют не только дом, где жил Алексей Серебряков во время съёмок «Левиафана» Звягинцева, но и декорации, использованные для «Челюскина. Первые».

Автор: Светлана Хохрякова
Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта