С октября текущего года в Москве вводятся новые, значительно упрощенные правила установки шлагбаумов во дворах жилых домов. Ранее этот процесс требовал сложного многоэтапного согласования, включающего голосование жильцов, подачу заявки и проекта в муниципалитет, а также рассмотрение вопроса Советом депутатов. Теперь процедура упрощена за счет исключения участия депутатов. Однако не все специалисты разделяют оптимизм относительно соответствия новой схемы действующему законодательству.
Изменения в процедуре: роль «Московского паркинга»
Московские власти объявили о начале упрощенной процедуры с октября. «Московский паркинг», который выступает администратором московского парковочного пространства, уже получил более 500 заявок по новой схеме, о чем сообщает его пресс-служба.
Ранее процесс включал в себя голосование жильцов, подачу заявки и готового проекта в муниципалитет, сбор средств (город компенсировал 100 тысяч рублей), и только затем — монтаж. Теперь участие Совета депутатов исключено. Пресс-секретарь «Московского паркинга» Филипп Конюхов разъяснил механику нововведений:
«Установить шлагбаумы во дворе дома станет гораздо проще. Мы запустили проект, в рамках которого возьмем на себя всю эту работу. Для этого необходимо направить заявку в «Московский паркинг» через единый транспортный портал. Наши сотрудники проверят возможность установки шлагбаума и подготовят схему размещения. После рассмотрения заявки управляющая организация инициирует опрос в сервисе «Электронный дом», где собственники жилья проголосуют «за» или «против». Если большинство поддерживает инициативу, «Московский паркинг» самостоятельно согласует схему размещения с городскими структурами».
Финансовые вопросы и опасения экспертов
Первый год обслуживания шлагбаума обещают сделать бесплатным, а последующие тарифы будут согласовываться с жильцами. Тем не менее, главный редактор портала «Дом-и-Двор» и эксперт ВШЭ Павел Степура выражает опасения по поводу множества «зыбких зон» в новой схеме.
По словам Павла Степуры, «пока совершенно неясно, какими будут реальные цены на обслуживание, кому будет принадлежать шлагбаум, кто будет оплачивать его ремонт и техническое обслуживание. На сегодняшний день это лишь проект, и никакой общедоступной информации о его конечной реализации нет. Пока это выглядит лишь привлекательно».
Степура также поднимает вопрос о возможных злоупотреблениях со стороны жильцов и неправомерном перекрытии придомовых территорий, что может помешать доступу других жителей или объектов.
«Теоретически, злоупотребления вполне возможны. Жилищный кодекс предусматривает, что любые ограничения пользования придомовой территорией должны быть одобрены более чем двумя третями голосов собственников на общем собрании. Однако голосование, организованное через «Электронный дом», предполагает простое большинство. Это создает законодательную коллизию, поскольку Жилищный кодекс имеет главенство. Если территория перекрывается, а через нее проходит необходимый доступ, например, сервитут для других строений или социальных объектов, как этот вопрос будет решаться, совершенно непонятно. Ранее такие спорные моменты выяснялись при принятии решений Советом муниципальных депутатов. Если их исключить, кто будет нести ответственность и как будут решаться эти вопросы — остается без официальных ответов».
Аргументы в пользу упрощения
Несмотря на опасения, многие эксперты согласны с необходимостью упрощения. Член комитета по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта Александр Морозов убежден, что идея давно назрела:
«Эта инициатива абсолютно правильная. Во многих дворах годами не удается установить шлагбаумы из-за сложности процесса и отсутствия инициаторов. Когда они появляются, возникают трудности с согласованием и подготовкой проекта. В итоге во дворах царит хаос, не хватает парковочных мест. Эта мера направлена на решение таких застарелых проблем».
Морозов также коснулся вопроса возможности оспаривания проектов:
«Действительно, важно, чей это участок. Нельзя просто так установить шлагбаум, если это нарушает чьи-то права, например, доступ к офису или другим объектам. Такие действия легко могут быть оспорены. Я уверен, что АМПП не будет браться за проекты, которые сразу же будут оспариваться. Основная проблема всегда была связана с использованием совместной собственности, которая у нас пока слабо развита. Часто те, кто скинулся на шлагбаум, начинают считать места своими. Главное, чтобы не было дискриминации и чтобы никто не остался без доступа или не перекрывал проезд. Предлагаемая схема, конечно, не решает весь комплекс проблем, но это шаг в правильном направлении».
Сокращение сроков установки
Согласно официальным заявлениям, благодаря новой упрощенной схеме, срок установки шлагбаума существенно сократится — с пяти-шести месяцев до всего 30 дней.







