С 2026 года частные медицинские учреждения, желающие работать в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), столкнутся с новой процедурой отбора, которая на данный момент отсутствует. Министерство здравоохранения разработало критерии, предусматривающие оценку таких факторов, как реальная потребность региона в услугах частных клиник, объем предоставляемой ими помощи и отсутствие серьезных нарушений за последние два года. По мнению специалистов, эти меры призваны оптимизировать распределение бюджетных средств в здравоохранении и перенаправить их в большей степени в государственные учреждения.
Минздрав представил обновленный список требований для частных клиник, которые стремятся получать государственное финансирование через систему ОМС. Проект постановления правительства, устанавливающий эти критерии, доступен для ознакомления на портале regulation.gov.ru.
На сегодняшний день частные клиники имеют равные права с государственными в предоставлении медицинских услуг, финансируемых из бюджета. Система «деньги следуют за пациентом» обеспечивает оплату по факту лечения, что создает конкурентную среду и способствует улучшению качества услуг. В настоящее время к системе ОМС подключено около 3 тысяч частных медицинских организаций, что составляет примерно треть от общего числа бюджетно-финансируемых учреждений.
Если ранее частным медицинским учреждениям было достаточно просто проинформировать территориальный фонд ОМС о своем намерении присоединиться к системе, то после внесения законодательных изменений в конце 2024 года им предстоит подавать официальные заявки и проходить специальный отбор. Новые критерии, разработанные Минздравом, детализируют эту изменившуюся процедуру.
В соответствии с проектом постановления, отбор для клиник начнется с 2026 года, что позволит им получить доступ к ОМС с 2027 года. Среди прочих требований, частным клиникам, ранее не работавшим в ОМС, потребуется подтвердить не менее трех лет опыта работы. Организации, планирующие предоставлять специализированную, включая высокотехнологичную, медицинскую помощь, должны будут доказать объем своей деятельности (минимум 150 случаев за год или 300 за три года). Также обязательным условием является отсутствие за последние два года зафиксированных Росздравнадзором нарушений, касающихся сроков, качества или условий оказания медицинской помощи в рамках ОМС.
Важным критерием является «наличие потребности субъекта РФ в объемах медицинской помощи, предоставляемой частными медицинскими организациями». Отсутствие четкой методологии оценки этой потребности в проекте Минздрава вызывает беспокойство у представителей медицинской отрасли. Алексей Серебряный, член правления Ассоциации частных клиник Москвы, отмечает: «Непонятно, каким образом региональные Минздравы будут признавать нехватку мощностей своих учреждений. Согласно нормативам, каждый регион обеспечен достаточным количеством больниц и поликлиник, и на бумаге все выглядит благополучно». Он предполагает, что новые ужесточения могут быть вызваны стремлением государства сосредоточить бюджетные средства в государственных медицинских учреждениях.
Следует подчеркнуть, что в условиях текущего бюджетного дефицита реальный объем финансирования здравоохранения не демонстрирует роста. Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза пациентов, поясняет: «Хотя в абсолютном выражении расходы увеличиваются, это едва компенсирует инфляцию. Доля финансирования здравоохранения в ВВП остается на уровне 3,4–3,5% с 2019 года. Такой уровень не позволяет решить ключевые проблемы отрасли, включая дефицит врачей, низкую заработную плату медицинского персонала и нехватку лекарственных средств». Он также указывает, что в странах Восточной Европы с сопоставимым экономическим развитием этот показатель достигает примерно 5,6% ВВП.







