Масштабное произведение, над которым композитор работал на протяжении всей жизни, впервые представлено в авторской редакции.
Вечер 30 сентября в Московской филармонии был отмечен двумя значимыми событиями: юбилейным 35-летием оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета и мировой премьерой авторской редакции «Симфонии для струнных и ударных» Георгия Свиридова. Это раннее произведение композитора было переработано им на протяжении всей жизни.

35 лет оркестру «Новая Россия»
Концерт открыл ведущий Артем Варгафтик, отметив, что «Государство и оркестр — не только тезки, но и сверстники».
Симфоническому оркестру «Новая Россия» исполнилось 35 лет. Именно столько времени назад был основан коллектив под руководством Марка Горенштейна, первоначально известный как «Молодая Россия» и предназначенный для просветительской работы с молодежью. С 2002 года оркестр возглавил Юрий Башмет, став его главным дирижером и художественным руководителем. Итоги этой многолетней работы были представлены в рамках юбилейного вечера.
Возвращение забытой симфонии Свиридова
Праздничный концерт включал три произведения: «Путеводитель по оркестру» современного композитора Кузьмы Бодрова, Пятую симфонию Чайковского, одно из его наиболее драматичных сочинений, а также мировую премьеру Симфонии для струнных и ударных Георгия Свиридова, чья история тесно переплетена с судьбой оркестра и самого композитора, который, к слову, является юбиляром этого года.
В 1940 году, в Большом зале Ленинградской филармонии, 25-летний студент консерватории Юрий Свиридов (именно под таким именем он был тогда известен) представил свою Симфонию для струнных. Исполненное студенческим оркестром, произведение вызвало оживленные дебаты в музыкальном сообществе. Многие критики упрекали Свиридова в подражании стилям Стравинского, Малера и своего наставника Дмитрия Шостаковича, хотя сам Шостакович высоко оценил работу.
После 1943 года следы этого произведения и его нот затерялись; о них почти никто не вспоминал, за исключением узкого круга посвященных.
Путь к мировой премьере
Георгий Свиридов скончался 6 января 1998 года. После его ухода из жизни вдова композитора, Эльза Густавовна, обратилась к Юрию Башмету. У неё хранились ноты этой симфонии, и она рассказала, что Георгий Васильевич, работавший над произведением всю свою жизнь, мечтал, чтобы именно Юрий Абрамович исполнил его. В 2000 году Башмет представил симфонию в том же зале, который к тому времени уже носил название Петербургской филармонии, а сделанная запись была даже номинирована на премию «Грэмми».
После смерти Эльзы Густавовны, заботу о наследии Георгия Свиридова принял на себя его племянник Александр Белоненко. В архивах он обнаружил новую версию симфонии, дополненную партиями ударных инструментов.
«Произведение сохранило свою основу, но значительно расширилось по масштабу», — прокомментировал Артем Варгафтик, добавив, что именно эта версия является окончательной и отражает авторский замысел композитора.
Юрий Башмет также подчеркнул новизну звучания, отметив: «Свиридову исполнилось бы 110 лет, и сегодня публика услышала произведение, которое до этого момента было ей неизвестно».
Зная подробную историю создания симфонии, слушатели ожидали услышать в ней влияние Шостаковича, и эти отголоски действительно присутствовали в гармонии и фактуре произведения. Однако, несмотря на ученический характер раннего сочинения, Свиридов, освоив школу Дмитрия Дмитриевича, создал на этой основе нечто уникальное: потрясающую мелодику, безошибочно узнаваемую как свиридовскую, что стало его яркой авторской подписью.







