Возрождение «Семи песен о России»: Мировая премьера неизвестной оратории Свиридова

В концертном зале «Зарядье» состоялась долгожданная премьера ранее неизвестной оратории Георгия Свиридова.

К предстоящему юбилею великого композитора Георгия Свиридова Алексей Сюмак, другой выдающийся музыкант, осуществил поистине уникальный проект: он «воскресил» из забвения незавершенное произведение Свиридова — ораторию под названием «Семь песен о России», созданную на стихи Александра Блока. Это событие стало мостом между прошлым и настоящим, позволившим голосу минувшего столетия прозвучать в унисон с современностью. Мировая премьера этого удивительного произведения состоялась в московском концертном зале «Зарядье». Перед вами — захватывающая история о музыке, подобной фениксу, возродившейся из пепла.

Премьера оратории в Зарядье
Премьера оратории в Зарядье. Фото: Андрей Сафронов

В конце 1960-х годов Георгий Свиридов обратился к поэзии Александра Блока, положив начало созданию первой песни будущей оратории: «Под насыпью, во рву некошеном…». К середине 1970-х годов была завершена первая версия произведения, тогда еще называвшегося «Пять песен о России». Со временем появилась и вторая редакция, включающая уже семь частей. Георгий Васильевич неоднократно возвращался к работе над этим масштабным замыслом, экспериментировал с формой, развивал идеи, дописывал и переосмысливал, но окончательную нотную точку так и не поставил. Как гласит мудрое изречение: «Всему свое время». В то время время для оратории «Семь песен о России» не пришло — её час пробил значительно позже, для чего потребовалась целая череда событий.

В 2022 году композитор Алексей Сюмак принял решение создать оркестровку свиридовской «Отчалившей Руси» для праздничного концерта ко Дню Победы. Племянник Георгия Васильевича, Александр Белоненко, был абсолютно восхищен проделанной работой, отметив её невероятную точность и соответствие духу оригинала. Оказалось, что сам Свиридов также занимался оркестровкой этого сочинения, и сохранились архивные записи, подтверждающие, что Сюмак удивительным образом угадал состав инструментов, задуманный классиком. Белоненко как раз активно искал композитора, способного заняться незавершенными произведениями Георгия Васильевича, человека, который глубоко чувствовал бы его стиль, чтобы создать истинный унисон между двумя эпохами. Эта встреча состоялась! Так Алексею Сюмаку была доверена грандиозная задача по восстановлению оратории «Семь песен о России».

Алексей Сюмак
Алексей Сюмак. Фото: Андрей Сафронов

Материалы сочинения, попавшие в руки Алексея, представляли собой почти четыреста рукописных автографов, разрозненных набросков партитур, обрывков мелодий и музыкальных фрагментов. Причем некоторые из них существовали в нескольких вариантах, из которых предстояло выбрать наиболее аутентичный. Работа предстояла поистине колоссальная. В техническом плане требовалось расшифровать ноты и почерк композитора, стремясь понять его первоначальный замысел и восстановить его. На более глубоком уровне задача заключалась не в том, чтобы привнести свою собственную музыку или добавить свое видение сочинения, а в том, чтобы «запеть» голосом давно ушедшего автора. Это была сложнейшая миссия!

К юбилейному году Георгия Свиридова была проделана огромная работа по возрождению произведения. В рамках цикла концертов «Свиридов-110» состоялась мировая премьера музыки, которая, благодаря титаническому труду Алексея Сюмака, оказалась необычайно актуальной и современной, несмотря на то что её истоки лежат несколько десятилетий назад, в совершенно иной исторической эпохе.

В концертном зале «Зарядье» плоды этого грандиозного труда представили публике Московский государственный симфонический оркестр и хор имени А.В. Свешникова. Сольные партии исполнили Полина Шамаева и Даниил Акимов, а за дирижерским пультом стоял Иван Рудин.

Для своей оратории Свиридов избрал одни из самых проникновенных и трагичных стихотворений Александра Блока, посвященных России. Среди них — «Река раскинулась» (из знаменитого цикла «На поле Куликовом»), «Петроградское небо мутилось дождем», «У братской могилы»… Может показаться, что Георгий Васильевич предвидел грядущие исторические потрясения, такие как распад Советского Союза, однако истинный посыл произведения иной, несмотря на «мрачность» выбранных поэтических строк. «Россия — страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа», — так описывал свою родину Георгий Свиридов. Именно в этих контрастах, перечисленных композитором, и кроется финальное утверждение — торжество Света и Любви, к которым и призывает нас эта великая музыка.

Автор: Марина Чечушкова

Теги: Россия

Опубликовано в газете: `Московский комсомолец` №29621 от 6 октября 2025

Заголовок в газете: Оратория двух времен

Константин Белоусов
Константин Белоусов

Константин Белоусов. Экономист-аналитик, работавший в банковской сфере до перехода в журналистику. Одиннадцать лет объясняет сложные экономические процессы доступным языком. Его прогнозы и аналитика высоко ценятся читателями. Особенно интересуется влиянием мировой экономики на российские реалии и развитием финтех-индустрии.

Обзор новостей из мира софта