Возвращение МиГ-29 Украине: Азербайджанская сделка и возможные последствия

Новости софта

На фоне текущего конфликта на Украине возникли предположения, что Вооружённые силы Украины (ВСУ) могли получить советские истребители МиГ-29, ранее принадлежавшие Азербайджану. По мнению экспертов, если эти данные подтвердятся, такой шаг может повлечь за собой серьёзные последствия для России. Депутат Госдумы Андрей Колесник уже заявил, что РФ намерена разобраться в ситуации с возможной передачей этих самолётов.

Истребитель МиГ-29
Истребитель МиГ-29

Американский аналитический портал The War Zone (TWZ) 4 сентября сообщил о появлении в социальных сетях фотографий украинского МиГ-29 в характерной азербайджанской камуфляжной раскраске, включающей синие, серые и фиолетово-серые тона. На снимках самолёт был оснащён ракетами класса «воздух-воздух» Р-27 и Р-73, что свидетельствует о его боеготовности.

Хотя авторы TWZ не исключили возможность фальсификации этих снимков, убедительных опровержений пока не представлено. Согласно информации портала, Азербайджан приобрёл около 15 подержанных МиГ-29 у Украины ещё в 2007 году. С 2017 года эти истребители проходили капитальный ремонт на территории Львова. На данный момент остаётся неизвестным, были ли эти самолёты официально переданы Киеву, проданы ему или возвращены безвозмездно.

Истребитель МиГ-29 в полете
Истребитель МиГ-29 в полете

Последствия для России от возможной передачи МиГ-29

Военный эксперт Юрий Кнутов предположил, что Азербайджан мог принять решение о передаче истребителей в рамках плана по обновлению собственного авиапарка, возможно, с приобретением американских F-16. В таком случае Баку мог бы аргументировать свои действия тем, что Украине были возвращены самолёты, которые она же когда-то продала.

Кнутов допускает, что речь может идти о передаче двух-трёх МиГ-29. Теоретически, эти машины могли быть доставлены на Украину через Турцию, разобранными (со снятыми крыльями) и перевезёнными в морских контейнерах.

Эксперт предупредил, что усиление украинской авиации затруднит продвижение российских войск. Особую опасность представляют новые управляемые авиабомбы с универсальными модулями планирования и коррекции, способные поражать цели на расстоянии до 60 километров. Именно МиГ-29 могут служить носителями таких боеприпасов.

В этой связи важной задачей становится вычисление места базирования украинских самолетов и их уничтожение. Это касается и МиГ-29, и F-16, и Mirage 2000-5. И тут большую роль сыграет разведка.

Юрий Кнутов, военный эксперт

Реакция России на предполагаемую передачу МиГ-29

Член комитета Госдумы по обороне Андрей Колесник, комментируя ситуацию, подтвердил, что Москва намерена выяснить обстоятельства, при которых азербайджанские истребители могли оказаться у Киева.

Попасть могли [истребители] любым путем. Разные логистические цепочки построены. Я думаю, дипломаты должны разбираться в этой истории.

Андрей Колесник, член комитета Госдумы по обороне

По оценке заслуженного лётчика России Владимира Попова, к концу августа на вооружении Украины оставалось около 18-25 истребителей МиГ-29, а также ограниченное количество Су-27. Хотя часть этих машин нуждается в ремонте, Киев способен восстанавливать их как собственными силами, так и при поддержке западных партнёров. Точное количество советских истребителей в составе ВСУ на текущий момент не уточняется.

Истребители МиГ-29 на аэродроме
Истребители МиГ-29 на аэродроме

Подробности сделки по МиГ-29 между Киевом и Баку

Согласно данным портала bmpd, первый крупный контракт на поставку истребителей был заключён в ноябре 2005 года. Тогда Министерство обороны Азербайджана приобрело у украинского концерна «Укрспецэкспорт» 12 капитально отремонтированных МиГ-29 и два учебно-боевых МиГ-29УБ. Общая сумма сделки превысила 55 миллионов долларов. Самолеты 1987-1988 годов выпуска были поставлены в Азербайджан в период 2006-2007 годов.

Один из учебно-боевых МиГов, с бортовым номером «20», разбился в январе 2008 года, в результате чего оба пилота погибли. Украина поставила замену этому самолёту лишь год спустя. В 2011 году Азербайджан дополнительно приобрёл ещё один МиГ-29УБ. В рамках контракта также были закуплены тренажёр для пилотов «Сокол-КТС», учебный класс, 95 новых ракет Р-27 и другое сопутствующее оборудование.

По информации из открытых источников, в 2018 году не менее трёх истребителей МиГ-29 проходили ремонт на Львовском государственном авиационном ремонтном заводе. Эти самолёты входили в состав 411-й авиационной эскадрильи и базировались на аэродроме Насосная.

Разработка украинских аналогов российских «умных» бомб

Дополнительное беспокойство среди экспертов вызывает активная разработка Украиной собственных аналогов российских планирующих авиабомб. Журналисты TWZ отмечали, что украинские конструкторы создали планирующие боеприпасы весом 500 килограммов, оснащённые складными крыльями. Их текущая дальность действия оценивается в 60 километров, в то время как российские аналоги имеют дальность до 74 километров.

Американский обозреватель Томас Ньюдик полагает, что Украина стремится уменьшить свою зависимость от западных поставок вооружений, одновременно повышая точность своего оружия. Это достигается, в частности, за счёт применения французских технологий наведения, которые обладают большей устойчивостью к средствам радиоэлектронной борьбы.

Артемий Захаров
Артемий Захаров

Артемий Захаров. Программист по образованию, журналист по призванию. Девять лет освещает IT-индустрию, от стартапов до корпораций. Особенно интересуется влиянием новых технологий на повседневную жизнь людей. Лично тестирует большинство программных продуктов перед написанием обзоров. Считает программное обеспечение новой формой искусства современности.

Обзор новостей из мира софта