Юбилей мастера отметили там, где начинался его путь в большом искусстве
В честь столетия со дня рождения выдающегося театрального режиссера Анатолия Эфроса в Российском академическом молодежном театре (РАМТ) состоялся торжественный вечер. На мероприятие были приглашены коллеги, друзья и поклонники его творчества, а также те, кто когда-либо работал с мастером или видел его легендарные постановки.
Анатолий Васильевич начал свой путь в Центральном детском театре (нынешний РАМТ) в 1953 году. Уже в 1954-м его спектакль «В добрый час!» по пьесе Виктора Розова принес ему широкую известность в театральной Москве. За десять лет работы в этом театре Эфрос поставил 14 спектаклей, благодаря которым в детский театр потянулись взрослые зрители. Как отметил нынешний художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин, тогда ЦДТ стал «самым честным театром», где открыто обсуждались актуальные для людей вопросы.
Среди гостей, которые разместились прямо на сцене, были знаменитые актрисы Ольга Яковлева и Ольга Остроумова, работавшие с Эфросом, режиссер Михаил Левитин, бывший директор Большого театра Владимир Урин. Присутствовали также потомки драматурга Виктора Розова (дочь, сын, внучка и правнучка) и внучка Александра Хмелика, автора известной пьесы «Друг мой Колька». Вечер, который планировался на полтора часа, растянулся почти на два, наполненные воспоминаниями.
Началось мероприятие с театральной композиции, поставленной актером Алексеем Мишаковым. Молодые актеры театра представили фрагменты из пьес, поставленных Эфросом в ЦДТ, используя его собственные тексты. Подобно шести персонажам в поисках автора, они переключались между ролями из Шекспира, Чехова, Розова, стремясь передать ту уникальную атмосферу, что царила на спектаклях Эфроса. Только он мог создать такое труднодостижимое ощущение, как, например, «небо упало», о чем позднее вспоминал Михаил Левитин.
Андрей Бажин выступил от имени Анатолия Эфроса, цитируя отрывки из одной из его четырехтомных книг, которые до сих пор служат учебником для режиссеров и театроведов. Из первого ряда за импровизированным Эфросом внимательно наблюдала Ольга Яковлева, одна из главных актрис его театра.
Вторая часть вечера прошла более импровизационно. Первым выступил Алексей Бородин, рассказавший о глубоком влиянии Эфроса на его жизнь и о том, как он переживал его уход. Михаил Левитин говорил о Розове и Хмелике как о значимых драматургах своего времени. Он поделился занимательной историей о том, как однажды давал советы мастеру по постановке спектаклей, а Эфрос, всегда умевший слушать, прислушивался к ним.
Левитин подчеркнул: «С годами у Эфроса обнаружилась способность предчувствия события. Главное событие не играется впрямую, оно растворено в людях. В этом театре предчувствие еще игралось впрямую, еще не владело Эфросом. Он к современности относился как к вечности». Режиссер выразил удивление, как в «затхлом» театральном мире Эфрос неизменно приводил на сцену «свежих» людей.
Геннадий Сайфулин, чья театральная карьера началась в ЦДТ и который играл в спектаклях Эфроса «Друг мой Колька» и «Цветик-семицветик», выразил благодарность театру и мастеру за полученные здесь азы актерского мастерства. «Цветик-семицветик» упоминался несколько раз. Владимир Урин вспоминал, что это был вечерний спектакль, на котором почему-то не было ни одного ребенка.
Ольга Яковлева предпочла не произносить собственных речей, вместо этого зачитав архивные вырезки с текстом Владимира Качана, её партнёра по спектаклю «Лето и дым». В этом тексте Качан сравнивал Эфроса периода работы в Театре на Таганке с «георгином в крапиве». Яковлева зачитала все три страницы, шутливо добавляя, что это, вероятно, покажется скучным.
Когда из зала к ней обратились разочарованные зрители, ожидавшие услышать её личные воспоминания об Эфросе, и спросили, почему она снова промолчала, Ольга Яковлева ответила: «Рассказать даже в течение часа, что такое Эфрос, довольно сложно. Для этого не всегда есть настроение, и не то время. Я написала книгу, и там есть все о нем. Это целая жизнь. Как ее можно рассказать?»
Ольга Остроумова также взяла паузу, сказав, что ей нечего добавить, но затем всё же произнесла несколько фраз о том, каким вдохновенным человеком был Эфрос. В завершение вечера выступила одна из зрительниц, активистка ЦДТ, видевшая все спектакли режиссера. После официальной части гости долго не расходились, обнимались и общались прямо на сцене, делая фотографии. Многие из них давно не встречались. Именно для таких теплых встреч и был задуман этот вечер, главным организатором которого стала Марина Брусникина, главный режиссер РАМТа.