Введение обязательной маркировки мясной продукции призвано уменьшить объемы теневого рынка и обеспечить потребителей всесторонней информацией о товаре. Тем не менее, по мнению специалистов, это нововведение способно нанести серьезный ущерб предпринимателям.

Министерство промышленности и торговли выступило с инициативой о старте обязательной маркировки упакованной мясной продукции с 1 августа 2026 года, планируя ее поэтапное внедрение.
Согласно сообщению пресс-службы Минпромторга, регистрация предприятий, работающих с данной продукцией, в системе «Честный знак» стартует 1 марта. С августа будет введена обязательная маркировка для определенных видов мясных продуктов, включая субпродукты и производные мясного жира. С 1 октября планируется начать обязательную маркировку колбасных изделий.
Предусмотрено проведение добровольного пилотного проекта для апробации системы маркировки мясной продукции, однако конкретные сроки его проведения в документе не указаны.
Председатель правления Национального союза мясопереработчиков Юлия Панферова назвала эту меру излишней, выразив свои опасения:
«Хотя мы выступаем за прозрачность рынка, полагаем, что текущее внедрение маркировки создаст непреодолимые препятствия и негативно скажется как на бизнесе, так и на потребителях. Прежде всего, это чрезмерно усложнит работу нашей многообразной отрасли, насчитывающей тысячи наименований продукции. Мы используем различные виды упаковки и оболочек, что делает нашу сферу значительно сложнее, чем, например, молочная. Нам придется разрабатывать уникальные методы маркировки для каждой товарной группы, каждой оболочки и типа упаковки. Мы ожидаем, что издержки окажутся существенно выше, чем в молочной или табачной промышленности. У нас уже функционирует система прослеживаемости «Меркурий», охватывающая путь от сырья до готового продукта. Введение «Честного знака» мы расцениваем как дублирование существующей системы, что лишь приведет к избыточной административной нагрузке. Ключевой проблемой станет неготовность малого бизнеса, особенно традиционной розницы, которая, по нашим оценкам, составляет около 40% рынка (и еще больше в регионах), к цифровизации. Мясные лавки и небольшие магазины просто не смогут позволить себе приобретение лицензий 1С, сканеров и принтеров, что грозит массовым закрытием торговых точек. Также существует риск исчезновения с прилавков некоторой уникальной продукции. Сейчас неподходящее время для новых затрат, так как с 2026 года увеличится налоговая нагрузка. Таким образом, одновременное введение маркировки станет двойным ударом по нам и традиционной торговле.»
Юлия Панферова, председатель правления Национального союза мясопереработчиков
Индивидуальный учет каждой единицы мясной продукции с помощью системы маркировки предполагается запустить через три года. Минпромторг рассчитывает, что «маркировка мясных изделий поможет снизить масштабы нелегального оборота продукции». По информации министерства, в 2024 году доля незаконно оборачиваемых мясных изделий в России достигала 18%.







