Введение обязательной маркировки мясной продукции: мнения экспертов

Новости общества

Введение обязательной маркировки мясной продукции призвано уменьшить объемы теневого рынка и обеспечить потребителей всесторонней информацией о товаре. Тем не менее, по мнению специалистов, это нововведение способно нанести серьезный ущерб предпринимателям.

Упакованное мясо на полке супермаркета
Фото: Сергей Ведяшкин/АГН Москва

Министерство промышленности и торговли выступило с инициативой о старте обязательной маркировки упакованной мясной продукции с 1 августа 2026 года, планируя ее поэтапное внедрение.

Согласно сообщению пресс-службы Минпромторга, регистрация предприятий, работающих с данной продукцией, в системе «Честный знак» стартует 1 марта. С августа будет введена обязательная маркировка для определенных видов мясных продуктов, включая субпродукты и производные мясного жира. С 1 октября планируется начать обязательную маркировку колбасных изделий.

Предусмотрено проведение добровольного пилотного проекта для апробации системы маркировки мясной продукции, однако конкретные сроки его проведения в документе не указаны.

Председатель правления Национального союза мясопереработчиков Юлия Панферова назвала эту меру излишней, выразив свои опасения:

«Хотя мы выступаем за прозрачность рынка, полагаем, что текущее внедрение маркировки создаст непреодолимые препятствия и негативно скажется как на бизнесе, так и на потребителях. Прежде всего, это чрезмерно усложнит работу нашей многообразной отрасли, насчитывающей тысячи наименований продукции. Мы используем различные виды упаковки и оболочек, что делает нашу сферу значительно сложнее, чем, например, молочная. Нам придется разрабатывать уникальные методы маркировки для каждой товарной группы, каждой оболочки и типа упаковки. Мы ожидаем, что издержки окажутся существенно выше, чем в молочной или табачной промышленности. У нас уже функционирует система прослеживаемости «Меркурий», охватывающая путь от сырья до готового продукта. Введение «Честного знака» мы расцениваем как дублирование существующей системы, что лишь приведет к избыточной административной нагрузке. Ключевой проблемой станет неготовность малого бизнеса, особенно традиционной розницы, которая, по нашим оценкам, составляет около 40% рынка (и еще больше в регионах), к цифровизации. Мясные лавки и небольшие магазины просто не смогут позволить себе приобретение лицензий 1С, сканеров и принтеров, что грозит массовым закрытием торговых точек. Также существует риск исчезновения с прилавков некоторой уникальной продукции. Сейчас неподходящее время для новых затрат, так как с 2026 года увеличится налоговая нагрузка. Таким образом, одновременное введение маркировки станет двойным ударом по нам и традиционной торговле.»

Юлия Панферова, председатель правления Национального союза мясопереработчиков

Индивидуальный учет каждой единицы мясной продукции с помощью системы маркировки предполагается запустить через три года. Минпромторг рассчитывает, что «маркировка мясных изделий поможет снизить масштабы нелегального оборота продукции». По информации министерства, в 2024 году доля незаконно оборачиваемых мясных изделий в России достигала 18%.

Артемий Захаров
Артемий Захаров

Артемий Захаров. Программист по образованию, журналист по призванию. Девять лет освещает IT-индустрию, от стартапов до корпораций. Особенно интересуется влиянием новых технологий на повседневную жизнь людей. Лично тестирует большинство программных продуктов перед написанием обзоров. Считает программное обеспечение новой формой искусства современности.

Обзор новостей из мира софта