Введение штрафов за рекламу в Instagram и Facebook: новые реалии для россиян

Новости общества

Начиная с 1 сентября, в России вступают в силу новые правила, предусматривающие штрафы за размещение любой рекламы в социальных сетях Instagram и Facebook. Обе платформы являются частью корпорации Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной. Под запрет попадает любая форма продвижения – от нативной и скрытой интеграции до бесплатных упоминаний.

За нарушения установлены следующие размеры штрафов:

  • Для физических лиц и самозанятых граждан: от 2 000 до 2 500 рублей.
  • Для индивидуальных предпринимателей: до 20 000 рублей.
  • Для юридических лиц: до 500 000 рублей.

Многие создатели контента и бизнес-аккаунты начали переводить свою деятельность на другие платформы, такие как Telegram и ВКонтакте, еще в марте 2022 года, когда деятельность Meta была ограничена в России. Блогеры с большой аудиторией, уже имеющие налаженные воронки продаж, например, в Telegram, оказались лучше подготовлены к ужесточению рекламного законодательства.

Запрет рекламы в Instagram и Facebook
Иллюстративное фото: Pixel_shot/Фотобанк Лори

Мнения экспертов о новых правилах

Ольга Вохмянина, тренер по фейсфитнесу и блогер-эксперт, отмечает, что, несмотря на новые ограничения, ее работа с Instagram продолжается, но с большей осторожностью:

Ольга Вохмянина, тренер по фейсфитнесу, блогер-эксперт:

«У меня примерно 50% трафика приходится на Instagram, и столько же на Telegram. Instagram я не оставляю, несмотря на этот пугающий закон, продолжаю его вести. В постах, конечно, нужно быть осторожнее. Но вся работа идет через воронки. Весь трафик давно перенаправлен в чат-боты в Telegram. Сейчас основные продажи у меня идут либо через чат-боты, либо через вебинары. В самом Instagram я, по сути, ничего прямо не рекламирую. Могу, например, сказать: «С 1 сентября у нас новый закон, хотите попасть в клуб – все через Telegram, ссылку вы знаете, переходите туда»».

Однако, даже такие косвенные призывы в запрещенных соцсетях могут быть расценены как реклама. Василий Ящук, основатель агентства Players и руководитель креативного дивизиона Kokoc Group, предлагает в качестве выхода мягкое информирование, дублирование контента на легальных площадках, тщательное изучение закона и наблюдение за правоприменительной практикой:

Василий Ящук, основатель агентства по работе с блогерами Players:

«Публикации, привлекающие внимание к преимуществам продукта, позитивные отзывы или, не дай бог, ссылки на приобретение – все это будет немедленно расцениваться как рекламное размещение и нарушать закон. Единственное, что допустимо – это нейтральная форма упоминания продукта или его включение в подборки. Но даже такие действия у блогеров могут быть интерпретированы как рекламные. Мы ожидаем периода, когда рекламодатели и блогеры будут проверять строгость применения закона и реакцию на различный контент. Далее все определят судебные прецеденты и, конечно, количество подобных дел».

Юристы рекомендуют в кратчайшие сроки провести аудит аккаунтов: удалить все рекламные публикации, промокоды, скидки, ссылки и интеграции. Также стоит архивировать «закрепы» и активные посты, которые сохраняют рекламную актуальность после 1 сентября. Наталья Чебакова, юрист коллегии адвокатов Delcredere, предупреждает о возможных «подводных камнях»:

Наталья Чебакова, юрист коллегии адвокатов Delcredere:

«Удаление рекламной публикации, в зависимости от условий договора, может быть расценено как его нарушение, что повлечет за собой определенные финансовые санкции, возможно, даже более серьезные, чем штраф. Можно не только удалять, но и немного отредактировать публикацию, чтобы она не так сильно привлекала внимание к рекламируемой продукции или лицу. Это, возможно, будет менее эффективно для бизнеса, но является одним из механизмов предотвращения штрафов».

Запрет на оплату «синей галочки» в Instagram

Помимо штрафов за рекламу, россиянам также запретили оплачивать «синюю галочку» в Instagram. Кунцевский районный суд Москвы вынес решение о запрете распространения информации о способах получения этой «галочки». Для ее получения требуется платная подписка Meta Verified, что означает отправку средств запрещенной в России компании.

Синяя галочка в Instagram
Иллюстративное фото: Александр Палехов/Фотобанк Лори

В материалах дела указано, что предоставление услуг по верификации аккаунтов имеет «криминогенный характер» и «может способствовать финансированию экстремистской организации». Хотя запрещенная соцсеть может самостоятельно выдавать «галочки» публичным персонам, оплата этой услуги теперь находится под запретом.

Алексей Пак, основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door, комментирует популярность этой функции:

Алексей Пак, основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door:

«Для обычных пользователей это не было широко распространено. Этим чаще занимались блогеры или те, кто предоставлял услуги не только в России, но и на зарубежном рынке. Особенно это могли использовать фрилансеры, живущие, например, на Бали и оказывающие услуги по всему миру, чтобы их профиль выглядел более респектабельно и уменьшалась вероятность попадания в спам при рассылках. Раньше получить «галочку» было очень сложно, это удавалось только популярным личностям, а сейчас это действительно платная услуга».

Эксперты деликатно называют происходящее «принудительной эволюцией» цифрового маркетинга в России. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) будет использовать автоматические системы для выявления нарушений, результаты которых затем проверяются инспекторами. Кроме того, любой бдительный пользователь может подать жалобу.

Артемий Захаров
Артемий Захаров

Артемий Захаров. Программист по образованию, журналист по призванию. Девять лет освещает IT-индустрию, от стартапов до корпораций. Особенно интересуется влиянием новых технологий на повседневную жизнь людей. Лично тестирует большинство программных продуктов перед написанием обзоров. Считает программное обеспечение новой формой искусства современности.

Обзор новостей из мира софта