Начиная с 1 сентября, в России вступают в силу новые правила, предусматривающие штрафы за размещение любой рекламы в социальных сетях Instagram и Facebook. Обе платформы являются частью корпорации Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной. Под запрет попадает любая форма продвижения – от нативной и скрытой интеграции до бесплатных упоминаний.
За нарушения установлены следующие размеры штрафов:
- Для физических лиц и самозанятых граждан: от 2 000 до 2 500 рублей.
- Для индивидуальных предпринимателей: до 20 000 рублей.
- Для юридических лиц: до 500 000 рублей.
Многие создатели контента и бизнес-аккаунты начали переводить свою деятельность на другие платформы, такие как Telegram и ВКонтакте, еще в марте 2022 года, когда деятельность Meta была ограничена в России. Блогеры с большой аудиторией, уже имеющие налаженные воронки продаж, например, в Telegram, оказались лучше подготовлены к ужесточению рекламного законодательства.

Мнения экспертов о новых правилах
Ольга Вохмянина, тренер по фейсфитнесу и блогер-эксперт, отмечает, что, несмотря на новые ограничения, ее работа с Instagram продолжается, но с большей осторожностью:
Ольга Вохмянина, тренер по фейсфитнесу, блогер-эксперт:
«У меня примерно 50% трафика приходится на Instagram, и столько же на Telegram. Instagram я не оставляю, несмотря на этот пугающий закон, продолжаю его вести. В постах, конечно, нужно быть осторожнее. Но вся работа идет через воронки. Весь трафик давно перенаправлен в чат-боты в Telegram. Сейчас основные продажи у меня идут либо через чат-боты, либо через вебинары. В самом Instagram я, по сути, ничего прямо не рекламирую. Могу, например, сказать: «С 1 сентября у нас новый закон, хотите попасть в клуб – все через Telegram, ссылку вы знаете, переходите туда»».
Однако, даже такие косвенные призывы в запрещенных соцсетях могут быть расценены как реклама. Василий Ящук, основатель агентства Players и руководитель креативного дивизиона Kokoc Group, предлагает в качестве выхода мягкое информирование, дублирование контента на легальных площадках, тщательное изучение закона и наблюдение за правоприменительной практикой:
Василий Ящук, основатель агентства по работе с блогерами Players:
«Публикации, привлекающие внимание к преимуществам продукта, позитивные отзывы или, не дай бог, ссылки на приобретение – все это будет немедленно расцениваться как рекламное размещение и нарушать закон. Единственное, что допустимо – это нейтральная форма упоминания продукта или его включение в подборки. Но даже такие действия у блогеров могут быть интерпретированы как рекламные. Мы ожидаем периода, когда рекламодатели и блогеры будут проверять строгость применения закона и реакцию на различный контент. Далее все определят судебные прецеденты и, конечно, количество подобных дел».
Юристы рекомендуют в кратчайшие сроки провести аудит аккаунтов: удалить все рекламные публикации, промокоды, скидки, ссылки и интеграции. Также стоит архивировать «закрепы» и активные посты, которые сохраняют рекламную актуальность после 1 сентября. Наталья Чебакова, юрист коллегии адвокатов Delcredere, предупреждает о возможных «подводных камнях»:
Наталья Чебакова, юрист коллегии адвокатов Delcredere:
«Удаление рекламной публикации, в зависимости от условий договора, может быть расценено как его нарушение, что повлечет за собой определенные финансовые санкции, возможно, даже более серьезные, чем штраф. Можно не только удалять, но и немного отредактировать публикацию, чтобы она не так сильно привлекала внимание к рекламируемой продукции или лицу. Это, возможно, будет менее эффективно для бизнеса, но является одним из механизмов предотвращения штрафов».
Запрет на оплату «синей галочки» в Instagram
Помимо штрафов за рекламу, россиянам также запретили оплачивать «синюю галочку» в Instagram. Кунцевский районный суд Москвы вынес решение о запрете распространения информации о способах получения этой «галочки». Для ее получения требуется платная подписка Meta Verified, что означает отправку средств запрещенной в России компании.

В материалах дела указано, что предоставление услуг по верификации аккаунтов имеет «криминогенный характер» и «может способствовать финансированию экстремистской организации». Хотя запрещенная соцсеть может самостоятельно выдавать «галочки» публичным персонам, оплата этой услуги теперь находится под запретом.
Алексей Пак, основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door, комментирует популярность этой функции:
Алексей Пак, основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door:
«Для обычных пользователей это не было широко распространено. Этим чаще занимались блогеры или те, кто предоставлял услуги не только в России, но и на зарубежном рынке. Особенно это могли использовать фрилансеры, живущие, например, на Бали и оказывающие услуги по всему миру, чтобы их профиль выглядел более респектабельно и уменьшалась вероятность попадания в спам при рассылках. Раньше получить «галочку» было очень сложно, это удавалось только популярным личностям, а сейчас это действительно платная услуга».
Эксперты деликатно называют происходящее «принудительной эволюцией» цифрового маркетинга в России. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) будет использовать автоматические системы для выявления нарушений, результаты которых затем проверяются инспекторами. Кроме того, любой бдительный пользователь может подать жалобу.







