Высокотехнологичное представление песен Высоцкого скорее вызвало недоумение, чем восхищение.

Организаторы шоу «Высоцкий. Высота» анонсировали его как инновационное слияние музыки и передовых технологий. Целью было создание концертной программы, где знаменитые песни Владимира Высоцкого исполняются как его собственным цифровым аватаром, так и виртуальными образами современных эстрадных звезд. Несмотря на смелый и уже апробированный формат, итоговый результат оставил двоякое впечатление, вызвав как интерес, так и легкое смущение.
Музыкальной основой для шоу, прошедшего на Live Arena, послужили записи Высоцкого 1970-х годов с оркестром Георгия Гараняна. Композиции, такие как «Охота На Волков», «Песня О Друге», «Я Не Люблю», давно стали классикой, но тогда были выпущены в виде двойного альбома только после смерти автора. Спустя десятилетия эти записи прошли тщательную реставрацию и легли в основу нового цифрового проекта. Для создания аватара Высоцкого использовались его посмертная маска, а также сохранившиеся концертные и телевизионные материалы. Современные артисты, участвовавшие в проекте, записывали свои выступления в студии со специальными датчиками на теле и лице, что позволило перенести их в виртуальный мир. Все это предвещало появление удивительного музыкального зрелища.
Визуальное оформление было впечатляющим. На огромном центральном экране аватары демонстрировались в натуральную величину, создавая иллюзию присутствия настоящих артистов. Шоу сопровождалось эффектным световым и мультимедийным представлением, а боковые панели транслировали крупные планы виртуальных исполнителей. Живое музыкальное сопровождение обеспечивали оркестры Гараняна и «Глобалис», расположенные по обе стороны от цифровой сцены.
Цифровой Высоцкий выступал не только как певец, но и как ведущий, представляя публике виртуальных двойников Полины Гагариной, Леонида Агутина, Григория Лепса и Сергея Безрукова. Агутин исполнил «На Большом Каретном», Лепс совместно с Высоцким спел «Парус» и сольно «Спасите Наши Души», Сергей Шнуров представил «Балладу О Любви», а Сергей Безруков — «Вершину».
В оригинальном исполнении Высоцкого прозвучали «Песня О Земле», «Дом Хрустальный», «Мне Каждый Вечер Зажигают Свечи», «Человек За Бортом», «Корабли Постоят» и другие любимые миллионами композиции. Для усиления эффекта после каждой песни звучали заранее записанные аплодисменты. Полуторачасовое шоу оставило у зрителей весьма неоднозначные впечатления.
Мощное звучание большого оркестра в зале с превосходной акустикой всегда производит сильное впечатление, как и классические эстрадные песни в богатых аранжировках. Хотя хиты Высоцкого более привычны в гитарном исполнении, его мелодии, несомненно, заслуживали оркестрового сопровождения, которое, увы, было невозможно при его жизни из-за цензурных ограничений. Современные технологии, спустя десятилетия, наконец позволили это реализовать. Однако, как оказалось, безупречный звук — лишь часть успеха.
Сравнение данного шоу с нашумевшим ABBA Voyage, где виртуальные образы легендарного квартета исполняют свои мировые хиты в специально построенном лондонском зале с эффектом полного погружения, пока преждевременно. Аватары ABBA достигли поразительной реалистичности, и зрители, прекрасно понимая природу происходящего, все же ощущали себя на настоящем концерте омоложенных поп-звезд.
В российских реалиях, несмотря на качественную общую картинку, крупные планы аватаров напоминали скорее не самую искусную мультипликацию. Если создание цифрового образа Высоцкого оправдано невозможностью увидеть его живьем, то карикатурные двойники современных знаменитостей вызвали закономерный вопрос: зачем? Если это было сделано ради «звездного» лоска, то такая стратегия, по всей видимости, не оправдалась. Оригинальное исполнение Высоцкого и даже самое пышное кавер-шоу — это разные жанры, особенно когда каверы исполняют мультипликационные версии Шнура и Лепса.
Вероятно, в будущем мы увидим все больше концертов, где ушедшие кумиры будут «возвращаться» с помощью технологий. Главный вопрос здесь не в цинизме (в шоу-бизнесе это несущественное обвинение), а в уровне убедительности, с которой будет воссоздан мир прошлых музыкальных легенд. К примеру, к шоу группы «Кино» в этом плане претензий нет. Однако цифровое воскрешение Высоцкого пока вызывает скорее недоумение, чем истинное восхищение.
«Кому же они аплодируют?» — спросил один из зрителей своего соседа. «Оркестру, больше некому», — иронично ответил тот.







