Мемориальный музей композитора впервые детально освещает роль женщин в его судьбе.
Мы привыкли к подробным рассказам о вдохновительницах Есенина, Маяковского и многих других деятелей искусства. Однако Музей А.Н. Скрябина впервые представляет публике детальную экспозицию, посвященную женщинам, сыгравшим ключевую роль в жизни великого композитора. Открытие выставки приурочено к 107-летию музея.
Какой же лучший способ отметить день рождения музея, как не открытием новой выставки? В этот раз фокус экспозиции — женщины, окружавшие Александра Николаевича Скрябина. Композитор был женат дважды и не имел репутации легкомысленного повесы, хотя его личная жизнь знала свои повороты. Тем не менее, выставка сосредоточена не на любовных интригах, а на их влиянии.

Часто утверждают, что за великим мужчиной стоит великая женщина. В случае Скрябина это утверждение верно: его тётушка, жёны и дочери внесли неоценимый вклад в сохранение и приумножение его наследия, обеспечив мировую известность его имени. В частности, благодаря Марии, дочери композитора от первого брака и бывшей сотруднице музея, была организована уникальная лаборатория с Экспериментальной студией электронной музыки и светомузыкальным овальным залом. Эта студия стала колыбелью для многих будущих светил музыки, таких как Эдуард Артемьев, Альфред Шнитке, Софья Губайдулина, Эдисон Денисов, Владимир Мартынов.
Для создания этой экспозиции были тщательно отобраны лучшие портреты и личные вещи женщин из семьи Скрябина, что позволило составить своеобразный фотоальбом этих выдающихся дам.
Бабушка, мама и тётушка. Любовь Петровна, мать композитора, была исключительной пианисткой, окончившей Санкт-Петербургскую консерваторию с серебряной медалью, её называли «ученической внучкой» Бетховена. Она активно концертировала, но трагически ушла из жизни в 24 года из-за обострения туберкулёза. Память о матери Александр Николаевич бережно хранил всю свою жизнь. Однажды, после посещения её могилы, он написал своей супруге Татьяне Федоровне пронзительное письмо: «Только что вернулся с маминой могилы и прежде всего, моя любимая, маленькая, хотел бы поделиться овладевшим мной сложным чувством. Сложным и для меня новым. Но как? Рассказать о нём нельзя. Хотелось бы передать иначе. Я жалею, что ты не знала точно часа моего пребывания на кладбище, тогда я уверен, ты просто увидела бы всё то, что я пережил на дорогой могиле».
Забота о маленьком Шуриньке легла на хрупкие плечи его двадцатилетней тётушки, Любови Александровны Скрябиной. После кончины композитора, когда его квартира была преобразована в музей, Любовь Александровна стала его хранительницей, и во многом благодаря её усилиям музейные фонды значительно пополнились. Она посвятила всю свою жизнь племяннику, так и не создав собственной семьи. В воспитании внука ей помогала бабушка композитора, Елизавета Ивановна, известная своей обширной благотворительной деятельностью в Москве.
Супруги. Первой женой Скрябина была Вера Ивановна Исакович — блестящая пианистка, обладательница золотой медали Московской консерватории, отличавшаяся необыкновенной красотой, элегантностью и утончённостью. Критики высоко ценили её исполнительский талант, отмечая: «Ее исполнительская индивидуальность удивительно симпатична: это — очень музыкальная и очень умная пианистка». Именно благодаря её стараниям симфоническая поэма Скрябина «Прометей» получила широкую известность. Вера Ивановна организовала европейскую премьеру этого произведения, где впервые была исполнена также и световая партия.

Вера Ивановна родила Скрябину четверых детей. Их первая дочь, Римма, которую дома ласково называли Рушей, скончалась в возрасте семи лет. Эта утрата глубоко потрясла композитора; свидетели тех событий вспоминали, как он безутешно рыдал на похоронах своей любимой дочери.
Татьяна Шлёцер, известная как Танюка, стала второй супругой композитора. Её появление в жизни Александра Николаевича ознаменовало период творческого подъёма и активной гастрольной деятельности. После смерти мужа Татьяна приложила огромные усилия для сохранения его наследия, составив подробную опись всех предметов в трёх комнатах их дома. Примечательно, что именно благодаря её активному участию 10 октября 1918 года в газете «Известия ВЦИК» был опубликован Декрет «О регистрации, приёме на учёт и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». Этот документ стал своего рода «свидетельством о рождении» Музея Скрябина, который, спустя 107 лет, продолжает свою важную миссию, объединяя ценителей творчества композитора.
Стрекоза и Куколка. На выставке представлены глубокие фотографические портреты дочерей композитора от второго брака. Ариадна, которую домашние ласково называли «Стрекозой», была необыкновенной красавицей с пронзительным, немного печальным взглядом. Её жизнь, хоть и короткая, была яркой и насыщенной. В детстве она эмигрировала во Францию вместе с бабушкой и младшей сестрой Мариной. Там она вышла замуж за французского поэта-сопротивленца Довида Кнута, прошла гиюр и приняла иудаизм. Ариадна, теперь Сарра, стала верной и преданной спутницей своего мужа, активно участвуя в движении Сопротивления во время Второй мировой войны. В 1944 году она трагически погибла в перестрелке.
Младшая дочь, Марина, посвятила себя изучению музыки и искусствоведению. Именно благодаря её воспоминаниям до нас дошли трогательные прозвища, которые Скрябин давал своим детям: «Отец придумал для нас всех ласковые имена. Ариадна была «Стрекоза». Ей это очень подходило, хотя я не могу объяснить, почему именно. Была ли причиной живость и возбужденность, которые делали ее похожей на прекрасное насекомое с блестящими голубыми крылышками, танцующее над водой в летние дни? <…> Наконец, я — малышка, не могла называться никак иначе, как «Куколка». Миниатюрная, наряженная в крахмальное платьице с английской вышивкой, я должна была, в самом деле, походить на эту игрушку, тем более что, привыкшая к своей роли быть самой младшей, я легко приноравливалась к требованиям взрослых и любила, когда меня брали на руки и ласкали».







